Нежелательное поведение
В последнее время отмечается значительный рост детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития, в том числе с сочетанными нарушениями, такими как расстройства аутистического спектра и интеллектуального развития, которые могут проявляться в нарушениях интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, а также поведения.
Поведение – это процесс взаимодействия живого организма с окружающей средой.
Поведение – это любое действие, которое выполняет человек. Другими словами, все, что мы делаем или делает ребенок – это поведение: ест, пьет, спит, кричит, рисует, играет, моет руки, дерется и так далее.
Нежелательное поведение – это социально неприемлемое поведение в обществе. Это поведение, которое физически вредит или представляет опасность здоровью ребенка и окружающих;
является препятствием в обучении;
вызывает общественное порицание, является неприемлемым в социуме;
препятствует социализации;
нарушает нормальные потребности родителей.
Неговорящим детям очень сложно спросить о чем-либо, попросить то, чего они хотят. Им проще ударить себя или другого человека, кричать, щипаться, кусаться, драться, спрятаться, убежать. Ребёнок не знает, как обратить на себя внимание взрослого и быстро понимает, что агрессия, самоагрессия - самый быстрый способ добиться желаемого.
Наиболее распространёнными видами нежелательного поведения у неговорящих детей принято считать:
отсутствие зрительного контакта, отсутствие реакции на инструкции;
самостимуляция (взмахи руками, раскачивание);
агрессия по отношению к себе (самоагрессия);
падение на пол;
побеги от взрослых;
стремление забираться на высокую мебель;
крики, ругательства, шум и т.д.;
плач;
истерики;
разрушительное поведение;
укусы, толчки, драчливость;
поведение со стереотипами (открывание и закрывание дверей, мытьё рук и т.п.);
уединение (пассивная форма нежелательного поведения);
отказ участвовать в совместной деятельности.
Часть родителей приспосабливаются к проблеме, уходя от её решения. Недостаток такой стратегии в том, что семья, шаг за шагом, погружается в особый мир, где действуют иные нормы жизни. Ребенка не берут с собой в магазин, потому что он разоряет торговые ряды. Отправляясь в гости к друзьям или родственникам, оставляют дома, потому что он будет мешать остальным. Кто-то, например, мирится с тем, что ребенок живет в своем режиме, в результате чего его близкие патологически не высыпаются. Со временем все эти маленькие поведенческие подстройки накапливаются, и становится очень трудно изменить сложившийся уклад. Ребенок и его семья попадают в ситуацию, ограничивающую доступ к многим важным вещам: качественному образованию, медицинской помощи, общению и отдыху.
Механизм и причины возникновения нежелательного поведения у детей с особенностями зависят от множества факторов, например, пер-вичного нарушения развития и его выраженности, возраста ребенка, сформированности навыков социального поведения, характерологиче-ских особенностей ребенка.
Практика показывает, что если вовремя вмешаться в негативные изменения в поведении ребенка, то можно снизить вероятность их появлений, а иногда и просто остановить нежелательные поведенческие акты.
Выделяют 4 функции нежелательного поведения:
Доступ к желаемому предмету или действию.
(Ребенок при помощи нежелательного поведения стремится получить что-либо ему необходимое, требует какой-нибудь конкретный, привлекательный для него предмет, стремится к выполнению какого-то действия).
Пример: Находясь в продовольственном магазине, ребенок кричит и кусает себя до тех пор, пока ему не купят шоколад.
Действия родителя: Нежелательное поведение в данной ситуации должно игнорироваться. Однако, следует быть предельно внимательным в случае опасного или самоагрессивного поведения.
Необходимо учить ребёнка вербально или невербально выражать свои желания. То есть, учить ребенка просить то, что он хочет. При этом следует поощрять ребенка за приемлемое поведение. Если же он выражает желание, например, криком, он не получает желаемого.
Прекращение/избегание неприятных стимулов или действий.
Такая форма поведения часто проявляется в следующих ситуациях: нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего; общение в форме некомфортной для ребенка; непривлекательные для него занятия; сложные задания; сверхсильные сенсорные стимулы; внутренний дискомфорт.
Пример: Каждый раз, когда мама ребенка пытается изменить маршрут прогулки, ребенок падает на землю и кричит (место нарушения стереотипа). Ребенок, услышав работу пылесоса, который включили взрослые, затыкает уши и начинает громко кричать (сверхсильный звуковой стимул привел к появлению нежелательного поведения). Действия родителя: Если мы знаем, что именно ребенок показывает своим поведением, следует обязательно понять, почему он не хочет это делать.
Поощряем ребенка в те моменты, когда нежелательное поведение отсутствует.
Привлечение внимания.
Ребенок демонстрирует поведение, чтобы получить внимание или любую реакцию от взрослого.
Пример: Мама разговаривает по телефону, ребенок начинает кричать. Мама уходит из комнаты, а ребенок начинает бить себя по лицу.
Действия родителя: Обучить ребенка привлекать внимание приемлемым путем.
Получение сенсорной аутостимуляции
Данная функция связана не с внешними факторами, а с внутренними. Она приносит ребёнку физиологическое удовольствие (приятные ощущения).
Пример: ребенок сосет палец на улице, прыгает или размахивает руками, раскачивается, повторяет один и тот же звук и т.д. Данное поведение возникает в любой обстановке и в присутствии любых людей.
Действия родителя: Ребенок перебирает пальцами или размахивает руками во время занятия, просим положить руки на стол, колени или помогаем это сделать. Ребенок выстраивает непонятные конструкции из различных предметов, вместо этого мы учим его собирать из конструктора дом.
Прежде чем работать с нежелательным поведением, необходимо провести функциональный анализ поведения и понять, почему ребёнок так поступает. Если мы правильно определим причину поведения, то сможем его грамотно откорректировать. Сущность метода функционального анализа поведения заключается в сборе информации о нежелательном поведении и определении обстоятельств, поддерживающих это поведение. С целью сбора информации и определения эффективного решения по устранению нежелательного поведения можно использовать таблицу:
Дата, время длительности, сила/ мощность поведения в баллах
Предшествующие факторы. Что происходило до начала поведения, где это происходило, участники события
Поведение, которое демонстрировал ребенок
Последствия, происходящие события после начала неприемлемого поведения, что делали и как, кто и что говорил и т.д.
1. «Дорога»
10.12.21
Время: с 14.00 – 14.20
Девочку Майю (3,5 года) везли на занятие к дефектологу (дорога занимает 10 минут). Майя заснула в машине. Папа разбудил дочь: «Приехали».
Пока поднимались на второй этаж Майя начала громко кричать и извиваться. Войдя в квартиру, девочка бросилась кусаться, царапаться и драться.
Папа с педагогом поначалу пытались успокоить ребенка, но истерика усиливалась.
Учитель предложила оставить девочку на полу, не «обращая на нее внимания». Вскоре истерика прекратилась сама собой.
Работая с нежелательным поведением, мы всегда предлагаем вариант альтернативного поведения (прекращение неприятной ситуации, прекращение неприятных раздражителей, переключение внимания на любимые виды деятельности, игра) и поощряем ребёнка, когда он его проявляет. Можно поощрять не только альтернативное поведение, но и любое другое, отличное от нежелательного.
После проведения анализа нежелательного поведения и определения его функций родителю важно придерживаться следующих правил во взаимодействии с ребенком.
Поощрять отсутствие нежелательного поведения.
Не подкреплять нежелательное поведение (не даём ребёнку добиться своим поведением того, что он хочет).
Перенаправлять и видоизменять действия ребёнка. Если ребёнок трясёт ручками, то даём ему вещь, которую приемлемо трясти – коло-кольчик. Если ребёнок прыгает, делаем физкультминутку с прыжками.
Учить просить желаемое социально приемлемыми способами (если ребёнок не владеет речью, то жестами, карточками, допустимыми прикосновениями).
Если ребёнок избегает чего-то, то «подавать» это маленькими порциями и хвалить за отсутствие нежелательного поведения.
Во время нежелательного поведения не смотреть на ребёнка, даже в случае блокирования, и не говорить ему ничего. Когда он успокаивается, то хвалить.
Организуя работу по коррекции нежелательного поведения, хорошо использовать следующие приёмы:
привлечение внимания игрой с приятными ощущениями (Игры с водой, сухим песком, в сухом бассейне и т.д.);
использование игр-потешек («Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза» и др. Действия выполняются совместно с ребёнком с использованием телесного контакта (поглаживание, похлопывание, массаж и др.);
обеднение окружающей среды (С поля зрения ребёнка убрать лишние предметы,);
использование приёма «рука в руке»;
возможность выбора (Из 2-х предметов выбрать один для организации предметно-манипулятивной деятельности);
всегда определённая последовательность заданий с постепенным увеличением количества предметов и заданий;
структурирование времени, места и действий (Используются таблички, карточки);
четкие, понятные инструкции;
игра.
Важно научить ребенка самостоятельно регулировать свое поведение социально приемлемым способом, давать ребенку больше самостоятельности и возможностей выбора, прислушиваться к его потребностям.
раскрыть » / « свернуть