ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Учреждение образования_________________________________________________
Ф.И.О. ребёнка__________________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________________
Статус семьи_____________________________________________________________
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ
В общении (с взрослыми и детьми) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
МОТОРНАЯ СФЕРА
Общая моторика ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мелкая моторика ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ведущая рука ___________________________________________________________
НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Настроение _______________________________________________________________________
Волевые особенности _______________________________________________________________________
Работоспособность _______________________________________________________________________
Характер деятельности _______________________________________________________________________
Реакция на требование, замечание _______________________________________________________________________
Реакция на одобрение______________________________________________________
Характерологические особенности___________________________________________
СОСТОЯНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ВНИМАНИЕ
Направленность__________________________________________________________
Концентрация____________________________________________________________
Устойчивость ___________________________________________________________
Распределяемость _______________________________________________________________________
Переключаемость _______________________________________________________________________
Объём _________________________________________________________________
ВОСПРИЯТИЕ
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Зрительно-предметное восприятие _______________________________________________________________________
Восприятие цвета________________________________________________________
Восприятие величины ____________________________________________________
Восприятие формы _______________________________________________________
Целостный образ предмета_________________________________________________
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ _______________________________________________________________________
Опознание и дифференцировка шумов ____________________________________________________________________
ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (СТЕРЕОГНОЗ) _______________________________________________________________________
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
_______________________________________________________________________
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПАМЯТЬ
Преобладающий вид памяти _______________________________________________
Особенности памяти ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВООБРАЖЕНИЕ________________________________________________________
МЫШЛЕНИЕ
Преобладающая форма____________________________________________________
Операции обобщения _______________________________________________________________________
Операции сравнения _______________________________________________________________________
Классификация _______________________________________________________________________
Установление причинно-следственных связей _______________________________________________________________________
Четвёртый лишний _______________________________________________________________________
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Словарный запас _______________________________________________________________________
Звукопроизношение_______________________________________________________
Слоговая структура слова __________________________________________________
Грамматический строй _______________________________________________________________________
Связная речь _______________________________________________________________________
Фонематический слух _______________________________________________________________________
Фонематический анализ и синтез (с 5 лет)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ И ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Характер действий с предметами и игрушками _______________________________________________________________________
Интерес к игрушкам _______________________________________________________________________
Использование предметов заместителей_____________________________________
УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Называет ли свои имя и фамилию________________________________________________________________
Понимание родственных связей (мама, папа, бабушка и др.) __________________________________________________
Круг представлений об окружающем_________________________________________
Элементы математических представлений _______________________________________________________________________
Знание букв, чтение_______________________________________________________
К занятиям относится _______________________________________________________________________
Программный материал усвоен на ______________________________________________________________________
Воспитатель:
Учитель-дефектолог:
Заведующий:
Дата:______________________ М.П.
КЛЮЧ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ
Статус семьи
-биологическая
- замещающая
- полная из ______ человек;
- неполная из ______ человек;
- многодетная;
- социально - благополучная;
- социально – неблагополучная;
-малообеспеченная;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ
В общение (с взрослыми и детьми)
- вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность;
- вступает не сразу, с большим трудом;
- не вступает, не проявляет заинтересованности, проявляет речевой негативизм.
МОТОРНАЯ СФЕРА
Общая моторика (сила, точность, темп, координация движений, переключение от одного движения к другому, точность воспроизведения пространственно-временных параметров, удерживание в памяти элементов действий, наличие самоконтроля при выполнении действий)
-развита (соответствует возрасту), нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата нет, хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения (координация хорошая), подвижен, ловок, ОВД по программе возрастной группы владеет;
- развита недостаточно, грубых нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет, координация удовлетворительная. ОВД по программе возрастной группы владеет (владеет недостаточно), при выполнении заданий отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений (ног во время ходьбы), сниженная скорость и ловкость выполнения упражнений, не умеет выполнять прыжки, нарушена координация движений ног во время ходьбы;
- развита слабо (недоразвита), серьёзно отстаёт в усвоении программного материала, ограничен объём активных движений, отстаёт в темпе, ритме, переключаемости движений, плохая координация движений, нет синхронности в движениях; моторно неловок, неуклюж; отмечаются замедленность, застревание на одной позе, трудности при имитации движений;
Мелкая моторика (сила, точность, темп движений, синхронность движений правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому)
- развита (соответствует возрасту), все движения выполняет правильно, уверенно владеет карандашом, ножницами;
- развита недостаточно, движения рук неточные, мышечный тонус повышен (понижен), испытывает трудности при овладении графическими навыками, владеет карандашом и ножницами с напряжением, моторная неловкость при работе с пластилином, затрудняется в штриховке, неправильно держит карандаш;
- развита слабо (недоразвита), недостаточная координация пальцев кисти рук, плохо работает карандашом, ножницами; движения неточные, неуверенные;
Ведущая рука
- правая, левая, амбидекстер.
НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
– хорошо, владеет как мелкими, так и крупными деталями; опрятен в еде и одежде;
- недостаточно хорошо, владеет только крупными деталями, не всегда опрятен в еде и одежде;
- слабо, с трудом владеет даже крупными деталями, не опрятен в еде и одежде;
- не развиты.
- умеет (не умеет) застегивать и расстегивать пуговицы. завязывать и развязывать шнурки, шарф, надевать и снимать колготки, носки, шапку, ботинки, мыть руки, пользоваться полотенцем, чистить зубы, причесываться, правильно есть и пользоваться салфеткой.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Настроение ребенка
- устойчивое, недостаточно устойчивое, неустойчивое (легко меняется от незначительных причин), эйфорический оттенок настроения, психосоматическая расторможенность, сниженный фон настроения, подавленность, угрюмость, другое.
Преобладает
- подавленное, хорошее (радостное) и т.д.
Волевыми особенностями являются
-целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, активность/пассивность, деятельность/инертность, бодрость/вялость, слабость волевого напряжения, неадекватное поведение, двигательная расторможенность, агрессивность, избалованность, другое.
Работоспособность
- высокая, темп деятельности быстрый;
- достаточная;
-сниженная, темп деятельности неравномерный; темп деятельности быстрый, но деятельность хаотична и бестолкова;
-крайне низкая; работает медленно и невнимательно.
Характер деятельности
- устойчивый, работает с интересом;
- неустойчивый, отсутствует мотивация, работает формально;
Реакцияна требование и замечание
- адекватная (исправляет поведение в соответствии с требование, замечанием);
- неадекватная (негативная: делает назло, обижается, не реагирует, равнодушен к нему).
Реакция на одобрение
- адекватная (радуется, ждет);
- неадекватная (не реагирует, равнодушен к нему);
Характерологические особенности
Спокойный / беспокойный (оживлённый); уравновешенный / импульсивный, легко возбудимый, шумный / тихий, робкий, пассивный, медлительный, сонлив и вял в течение дня, характерна застреваемость, стремление к одиночеству; капризный, раздражительный;
Уверенный / неуверенный, расслабленный / напряжённый, с болезненным фантазированием, в незнакомой обстановке смущается, замкнутый;
Неконфликтный / конфликтный (драчливый, задиристый, нападает на товарищей, отнимает игрушки), с негативным отношение к просьбам и требованиям, доминирующий / подчиняющийся (легко подчиняющийся), независимый / зависимый;
Деятельный / бездеятельный, активный / пассивный, решительный / нерешительный, самостоятельный / несамостоятельный, впечатлительный, с повышенной утомляемостью, со сниженной волевой активностью
Добрый, ласковый, жестокий, резкий, грубый, агрессивный, упрямый.
Аккуратный, бережливый, неряшливый.
СОСТОЯНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ВНИМАНИЕ
Направленность
- развита, развита недостаточно, не развита.
Концентрация
- высокая (может длительно сохранять внимание на одном и том же объекте), недостаточная, низкая
Устойчивость
– устойчивое, длительность сосредоточения внимания удовлетворительна, хорошая концентрация;
- недостаточно устойчиво, быстро истощается и требует переключения на другой вид деятельности, недостаточная концентрация на существенных признака, недостаточный объём;
- неустойчивое (часто отвлекается), поверхностное, особенно нарушено произвольное, е может долго сосредоточиться на одном объекте деятельности, плохая переключаемость;
- рассеянное, устойчивость и объём низкие, не может сосредоточиться на чём – то одном, трудности в распределении внимания, низкая концентрация, быстрая истощаемость, плохая медленная переключаемость.
Распределяемость
- достаточная, недостаточная.
Переключаемость
- быстрая, достаточная, медленная.
Объём
- достаточный, недостаточный.
ВОСПРИЯТИЕ
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Зрительно-предметное восприятие
- не нарушено;
- нарушено незначительно; не всегда узнаёт предметы в условиях наложения, в неполном изображении, в силуэтном изображении.
- грубо нарушено; не узнаёт предметы в условиях наложения, в неполном изображении. в силуэтном изображении.
Восприятие цвета
- не нарушено;
-нарушено незначительно, основные цвета различает, сличает, (выделяет по слову), оттеночные цвета знает, но не называет;
- грубо нарушено, основные цвета не различает, не сличает, оттеночные не знает.
Восприятие величины
- не нарушено;
- нарушено незначительно;
- грубо нарушено.
Восприятие формы
- не нарушено.
- нарушено незначительно.
- грубо нарушено, представлений о форме нет
ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ ПРЕДМЕТА
- сформирован, разрезные картинки собирает самостоятельно, легко, закономерность понимает, наглядно-образное мышление соотносится с наглядно - действенным;
- сформирован недостаточно (не полностью), разрезные картинки собирает с помощью педагога, по образцу, по подражанию (сложные предметы без образца целого составить не может);
- не сформирован, при составлении картинки действует методом подставки, методом проб и ошибок.
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
- развито;
- развито недостаточно;
- не развито.
Опознаёт и дифференцирует шумы
- правильно;
- не всегда правильно;
- не правильно.
ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (СТЕРЕОГНОЗ)
– развито, быстро выделяет материалы, с которыми часто встречался раньше, вспоминает название тех предметов и материалов, с которыми встречался редко, объёмные предметы определяет хорошо, угадывает предметы по контуру (с 4 лет), угадывает предметы по контуру и по дифференциальным признакам (с 5 лет);
- развито недостаточно, плоскостные фигуры ощущает хуже, чем объёмные;
- развито слабо.
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
В сторонах собственного тела
- ориентируется;
- ориентируется не всегда правильно, имеет нечёткие представления о левой и правой руке в разных пробах, понятиях «впереди», «сзади», «справа», «слева»…;
- ориентируется с грубыми ошибками;
- не ориентируется, не сформированы понятия о левой и правой руке в разных пробах.
Пространственные представления
– не нарушены;
- нарушены незначительно, не всегда правильно ориентируется в пространстве, имеет нечёткие представления о понятиях «впереди», «сзади»…;
- грубо нарушены; не ориентируется в пространстве, не сформированы понятия «впереди», «сзади», «справа», «слева»…..
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (времена года, месяцы, дни недели, части суток, понимание и использование логико – грамматических конструкций.)
- не нарушены, ориентация хорошая;
- нарушены незначительно, ориентация недостаточная, последовательность смены времён года знает нечётко, понятия «время дня», «части суток» ему знакомы, но он в них не ориентируется, слабо сформировано понятие «дни недели».;
- грубо нарушены, ориентация слабая, не может назвать (и определить) времена года, время суток, не знает их последовательность, характерные особенности (признаки).
ПАМЯТЬ
Преобладает: зрительная, слуховая, моторная, смешанная
Особенности памяти
- - фрагментарность памяти;
- недостаточное запоминание, воспроизведение;
- трудность воспроизведения образов, представлений;
- воспроизведение носит фрагментарный характер;
- плохо удерживает промежуточные инструкции, задания;
- медленное запоминание;
- мало доступна (недоступна) опосредованная смысловая память;
- эпизодическая забывчивость;
- амнезия.
- высокий уровень развития памяти.
ВООБРАЖЕНИЕ
Пассивное воображение – воображение, характеризующееся созданием образов, которые впоследстии не воплощаются в практических делах, деятельности.
Активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности.
Воссоздающее воображение – это представление чего-то нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.
Бедное, репродуктивное.
МЫШЛЕНИЕ
Формы:
Наглядно-действенная
Наглядно-действенная с элементами наглядно-образного;
Наглядно-образная;
Наглядно-образная с элементами словесно-логического;
Словесно-логическое.
Операции обобщения
- обобщающие понятия сформированы;
- обобщающие понятия сформированы не в полном объёме;
- неправильное оперирование обобщающими понятиями;
- обобщающие понятия не сформированы.
Операции сравнения
- производит по существенным признакам. Устанавливает различие сходных предметов и общее в отличных;
- производит сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым. Устанавливает различие в сходных предметах, установление общего в отличающихся предметах затруднено.
- операцию сравнение не производит, сравнивает по наводящим вопросам;
- сходства и различия не устанавливает.
Классификация
- классифицирует предметы по существенному признаку, объясняет принцип классификации;
- классифицирует при организующей помощи, словесное формулирование принципа работы затруднено;
- классификацию не производит;
- классификацию производит после обучения.
Установление причинно-следственных связей
- самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи и даёт логическое обоснование, проявляет адекватную реакцию. Понимает явный и скрытый смысл.
- устанавливает причинно-следственные связи, но испытывает затруднение при логическом обосновании;
- затрудняется в установлении причинно-следственных связей. Скрытый смысл улавливает после оказания помощи, эмоциональная реакция не выражена.
- самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи. Логические обоснования недостаточны. Скрытый смысл не улавливает.
- в «нелепицах» понимает некоторые фрагменты после разъяснения; адекватная эмоциональная реакция на нелепицы снижена.
- причинно-следственные связи не устанавливает, логическое обоснование не даёт.
Четвёртый лишний
- исключает и даёт словесное обоснование;
- исключает и даёт словесное обоснование в простых случаях;
- исключает без слов обоснования;
- исключает при оказании помощи;
- не исключает.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Словарь
Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения;
• Произносит отдельные звуки, звукокомплексы;
• Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные;
• Активный словарный запас резко ограничен;
• Словарный запас ограничен обиходно-бытовым уровнем;
• Пассивный словарь шире активного, однако понимание вне ситуации весьма ограничено;
• В активной речи использует существительные, глаголы, а также некоторые прилагательные и наречия;
• В активе предметный, глагольный словарь, в пассиве качественный;
• Словарный запас соответствует возрастной норме;
• Словарный запас ниже возрастной нормы;
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Звукопроизношение не нарушено;
• Нарушено звукопроизношение свистящих (шипящих, сонорных, йотовых);
• Не сформированы уклады групп многих звуков;
• Неустойчивое произношение звуков;
• Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены, пропуски;
• Изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки - общая смазанность речи;
• Фонетический строй речи сформирован в пределах возрастной нормы;
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА
Не нарушена;
• Нарушена в двух-трёхсложных словах и словах со стечением согласных;
• Парафазии (замены звуков, слогов);
• Пропуски звуков, слогов;
• Повторение звуков, слогов;
• Контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого);
• Персеверации (повторение звуков, слогов в слове);
• Перестановки звуков, слогов;
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
Не сформирован;
• Сформирован недостаточно;
• Сформирован в пределах возрастной нормы;
• Нарушено согласование слов в предложении;
• Нарушены функции словообразования и словоизменения;
• В речи допускает аграмматизмы;
• Фраза простая, аграмматичная;
• Замена падежных окончаний;
• Ошибки в согласовании слов в предложении в роде, числе, падеже;
• Функции словообразования и словоизменения сформированы;
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
- владеет развёрнутой фразовой речью, умеет строить служебные конструкции с правильным усвоением флексий и предлогов, у произношения слов есть другие формы этого слова, имеются случаи словообразования по аналогии;
- пользуется развернутой фразой, связная речь логична, последовательна, но не выразительна, схематична, недостаточно сформированы грамматические формы языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении), слоговая структура слов не нарушена, синтаксические конструкции фраз бедные.
- пользуется простой фразой, аграмматичная, структурно нарушенная фраза, активный словарь состоит из существительных, реже — глаголов, прилагательных, предлоги употребляются редко (предлоги понимает не все), слоговая структура слов нарушена;
- не сформирована, полное отсутствие звуковых и словесных средств общения, произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания; произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний; использование паралингвистических средств общения (выразительной мимики, жестов).
Фонематический слух
- фонематический слух соответствует норме (сохранный); дифференциация звуков, слогов, слов не нарушена;
- фонематический слух развит недостаточно; дифференциация звуков, слогов, слов нарушена незначительно, не всегда различает и правильно употребляет сходные звуки, слоги и слова;
- фонематический слух не развит, дифференциация звуков, слогов, слов грубо нарушена; путает сходные звуки, слоги, слова.
Фонематический анализ и синтез (с 5 лет)
Не нарушен;
• Сформирован в пределах возрастной нормы;
• Выделяет первый (второй, последний) звуки в слове;
• Определяет количество и последовательность звуков в слове;
• Не сформирован;
• Затрудняется в выделении первого (второго, последнего) звуков в слове;
• Не определяет количество и последовательность звуков в слове.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ И ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Характер действий и способы выполнения заданий с предметами и игрушками
- Неспецифические манипуляции с предметами;
- Специфические манипуляции с предметами;
- Сформированы предметные действия;
- Процессуальные действия;
- Доступно построение простого сюжета;
- Строит цепочку из двух-трёх игровых действий;
- В игровой деятельности берёт на себя роли;
- В игровой деятельности преобладает сюжетно-ролевая игра.
Интерес к игрушкам
- стойкий избирательный;
- поверхностный;
- не проявляет, с игрушками не действует, в совместную игру с взрослым не включается,
самостоятельной игры не организует.
Использование предметов-заместителей
• Не использует;
• Ребёнок никогда не использует в игре предметы-заместители;
• Ребёнок использует в игре предметы-заместители, которые использовались в процессе обучающих занятий, только по указанию педагога;
• Ребёнок самостоятельно использует предметы-заместители, которые знакомы ему по обучающим занятиям и называет их словом заменяемого предмета;
• Ребёнок свободно использует предметы-заместители в игре, может сам сделать выбор предмета-заместителя.
• Неадекватное использование предметов-заместителей;
• Выбирает в качестве предметов-заместителей далёкие по функциональным назначениям реальных предметов.
УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Называет ли свои имя и фамилию
- называет; называет не всегда; знает но, называет; не знает.
Понимание родственных связей (мама, папа, бабушка)
- понимает, понимает не все, не понимает.
Круг представлений об окружающем
-достаточный, недостаточный, узкий (значительно снижен).
Элементы математических представлений
- Сформированы в пределах программных требований;
- Знает основные, оттеночные цвета; умеет различать и называть геометрические фигуры;
- Ориентируется в пространстве и времени;
- Сформирован прямой и обратный счёт в пределах …;
- Умеет называть и показывать параметры величины (длина, ширина, высота);
- Элементы математических представлений ниже программных требований;
Знание букв, чтение
Знает все буквы алфавита;
• Буквы знает частично;
• Букв не знает;
• Сформирован навык послогового чтения;
• Навык чтения не сформирован.
• Читает целыми словами.
К занятиям относится
– с выраженным интересом, который сохраняется до конца занятия (деятельности);
- с интересом, но не всегда точно понимает общую цель и содержание задания, охотно принимается за выполнение заданий, не дослушав объяснения;
- с заинтересованностью общей ситуацией, но не содержанием занятия, легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе; неусидчив, не доводит дело до конца; мешает педагогу и детям; быстро истощаем.
- с безразличием (негативным отношением) к содержанию занятия и к его ситуации, не способен контролировать свою деятельность.
Программный материал усвоен на
- высоком уровне, на среднем уровне, на низком уровне, на критическом уровне.
раскрыть » / « свернуть