Альтернативная или дополнительная коммуникация
Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое общение? Какую роль оно играет в нашей жизни? Насколько оно важно для вас и вашего ребёнка? Так что же такое общение? На ум сразу приходит следующая картина: два человека сидят рядом и беседуют. Однако общение — это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Например, в детстве мы просим понравившуюся игрушку или говорим маме, что очень хотим послушать любимую сказку. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ваш ребёнок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить? Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.
Коммуникация (лат. Communicatio-от communico делаю общим, связываю, общаюсь) — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная. Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC — аугментативная (augmentative — увеличивающий) и альтернативная коммуникация.
В мировой практике успешно используется дополнительная и альтернативная коммуникация (ААС), которая способствует расширению коммуникативных возможностей как детей, так и взрослых с особенностями психофизического развития. Система включает в себя нетрадиционные способы общения с помощью невербальных средств, которые замещают отуствующую или дополняют недостаточно сформированную словесную речь. Использование средств дополнительной и альтернативной коммуникации с так называемыми «безречевыми» детьми не является новой и неизведанной областью для системы специального образования Республики Беларусь. Благодаря сотрудничеству с международными общественными и государственными организациями в нашей стране уже на протяжении 13 лет происходит активное распространение информации о технологиях, методиках и средствах дополнительной и альтернативной коммуникации, возможностях их применения в работе с детьми, испытывающими трудности в общении. Альтернативная коммуникация предполагает использование различных невербальных средств. К. М. Стасько выделяет две группы таких средств. Первая группа – это низкотехнологичные устройства: коммуникативные книги, карты, карточки паспорта, визуальное расписание и т.д. Вторая группа – высокотехнологичные устройства: компьютеры и планшеты со специальным программным обеспечением, технические устройства с разным набором озвучиваемых слов и т.д.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи испособствуетеё развитию. В настоящее время распространение получили несколько формальтернативной коммуникации: жестовый язык, коммуникация с помощью реальныхпредметов, с помощью картинок фотографии, цветных и черно-белых пиктограмм, письменная речь.
Далее рассмотрим некоторые из систем, которые наиболее часто используются в нашей стране людьми, имеющими когнитивные нарушения.
Коммуникация с помощью жестов.
Жесты (manual signs) чаще всего используются как средство коммуникации для нормально слышащих людей с умственными нарушениями. Наиболее известными ААC-средствами, в основе которых лежат жесты, являются системы Макатон и Сигналонг (Великобритания), система Э. Вилкен (Германия) и ситема И. Йоханссон (Швеция). Для того чтобы жесты можно было соотнести со словами и быстрее запомнить, их изучают и закрепляют в ситуациях, которые имеют для пользователя определенное значение. Например, жест «кушать» целесообразно водить перед приемом пищи. В Республике Беларусь коммуникация с опорой на жесты является самой распространенной системой поддерживающего общения с «безречевыми» детьми. В основе данной системы находятся естественные жесты, используемые каждым человеком на определенном этапе его коммуникативного развития. Все жесты объединены в ситуативные блоки: социальное взаимодействие, гигиена и уход, еда и питье, одежда и обувь, эмоции и ощущения, семья и люди, игра и занятия, явления природы, действия, трудовые операции.
Социальные жесты:
- Смотри (указательный палец к глазу).
- Слушай (указательный палец к уху).
- Говори (указательный палец ко рту).
Жесты описательного характера.
Передают характерные черты и свойства, присущие определённому субъекту:
• Зайчик — показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки».
• Кошка — погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки или изобразить усы.
• Курочка — жест «клюёт».
• Лошадь — изобразить движение «скачем на лошадке»: руки сжаты в кулачки и подняты на уровень груди, подскоки.
• Медведь — показать, как мишка ходит.
• Петушок — изобразить гребешок.
• Птичка — жест «полетели».
• Мышка — рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает.
• Свинка — жест «пятачок»: кулаком или указательным пальцем потереть нос.
• Собака — жест «лает»: большой палец противопоставлен остальным.
• Самолёт — жест «крылья»: развести руки в стороны.
• Высоко — поднять руки вверх.
• Большой — развести руки в стороны.
• Маленький — соединить обе ладони, либо соединить указательный и большой палец руки.
Для некоторых предметов, которые будет хотеть ребенок, нет стандартных жестов. В таком случае, жест можно выдумать. Следите, чтобы все, кто работает и общается с ребенком, знали жест, который он использует для этой вещи, чтобы его использование постоянно поощрялось. Жесты также можно выдумывать и изменять, если ребенок не обладает достаточными навыками мелкой моторики, необходимыми для стандартного жеста. Когда вы выдумываете жесты, старайтесь использовать знаки, изображающие или похожие на то, что просит ребенок.
Прежде чем обучать ребенка просить что-либо с помощью жеста, важно гарантировать, что ребенок действительно хочет этот предмет в данный момент (для этого можно предварительно лишить ребенка доступа к этому предмету). Для этого нужно наблюдать, смотрит ли ребенок на вещь, пытается ли до тянуться до неё или тянет ли вашу руку к вещи, чтобы вы достали ее. Также можно добиться интереса ребенка, предложив ему кусочек или играя с этой вещью вместе с ребенком некоторое время.
Если ребенок не может подражать движениям мелкой моторики
1. Используйте подсказку «рука на руке». Своей рукой помогите ребенку показать жест.
2. Назовите предмет, пока вы управляете рукой ребенка.
3. Повторите название предмета, когда вы отдаете ребенку этот предмет.
4. Предоставьте ребенку много возможностей попросить предмет.
5. Уберите подсказку «рука на руке», как только почувствуете, что ребенок сам двигает рукой. Чаще всего полезно переставать сначала подсказывать на последнем этапе жеста или едва касаться, когда ребенок начинает показывать жест самостоятельно.
6. В качестве одного из блоков программы обучения ребенка научите его подражать и другим движениям, чтобы затем при обучении новым жестам использовать менее явные подсказки для повторения движений.
Мы должны всегда проговаривать вслух название предмета в паре как с жестом, так и с самой вещью.
Название вещи нужно сказать:
1) когда вы подсказываете ребенку жест,
2) когда ребенок показывает жест,
3) когда ребенок получает вещь.
Если ребенок подходит к кому-нибудь и показывает сразу много жестов, важно, чтобы эти цепочки жестов не поощрялись. Другими словами, ребенок не должен ничего получить. Он получает желаемое, только когда показывает один жест. Чтобы у него это получалось, нужно использовать подсказки, а затем убирать их. Например, если ребенок подходит и показывает три последовательных жеста, ничего ему не давайте. Если вы знаете, чего он хочет, подскажите жест, затем спросите «Что ты хочешь?», чтобы получить самостоятельный жест в ответ, прежде чем дать желаемое ребенку. Если вы не знаете, чего хочет ребенок, положите в поле зрения его любимые вещи. Когда он потянется к одной из них, подскажите жест, а затем спросите «Что ты хочешь?», чтобы получить жест без подсказки.
Для изучения и запоминания жестов можно использовать на занятии альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами. Альбомы можно включать в сюжетную игру, например, при изучении распорядка дня. Также для запоминания жестов используются разнообразные пальчиковые игры и стихи.
Требования к жестам:
- Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении.
- Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.
Жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова, действия. Многие родители испытывают страх перед использованием системы жестов: «А вдруг мой ребёнок перестанет испытывать потребность говорить, используя жесты вместо слов?»
Система общения при помощи обмена карточками (PECS)
PECS — система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек.
Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать.
Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.
Подготовка к обучению использованию системы карточек PECS.
Перед началом обучения ребёнка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS следует основательно подготовиться. Ввиду того что на первоначальном этапе производится обучение навыкам, с помощью которых ребёнок выражает свои просьбы, желательно определить круг его интересов и те предметы и действия, которые он обычно просит.
Обучение проходит в пять этапов:
1. Формирование навыка подавать карточку с изображённым предметом или действием для выражения просьбы партнёру по коммуникации. Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру по общению и оставляет в его руке.
На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых. Один из взрослых — коммуникативный партнёр — сидит напротив ребёнка и держит в руках предмет, который ребёнок хочет получить. Второй взрослый — помощник — сидит позади ребёнка и физически (своей рукой) направляет руку ребёнка к картинке, помогает ему взять её и протянуть коммуникативному партнёру. Чтобы не подавить инициативу ребёнка, ни один из взрослых не должен обращаться к ребёнку с вопросом: «Что ты хочешь?» или с инструкциями: «Если хочешь конфетку, то дай картинку!» Важно, чтобы оба взрослых молчали. Коммуникативный партнёр может приблизить желаемый предмет к ребёнку, для того, чтобы побудить его инициативу, но без слов. Второй взрослый (помощник) должен внимательно следить за движениями ребёнка, и как только ребёнок начинает тянуть руку к предмету — направить его руку к карточке и помочь ему её взять и протянуть коммуникативному партнёру — и всё это тоже молча. Когда ребёнок кладёт карточку в руку коммуникативного партнёра, только тогда тот произносит наименование данного предмета и даёт его ребёнку. Данным действием коммуникативный партнёр озвучивает просьбу ребёнка, и в дальнейшем тот, если научится имитировать слова, сможет сопровождать ими просьбу. На первом этапе целью является само действие подачи карточки, а не вы бор предметов и не разнообразие просьб. Поэтому используется только один предмет и только одна карточка.
2. Закрепление и обобщение навыка, полученного на первом этапе — подачи карточки коммуникативному партнёру для того что бы получить желаемый предмет.
Ко второму этапу можно перейти, если ребёнок научился подавать от 10 до 24 карточек и делает это самостоятельно, без физической подсказки помощника.
На втором этапе, как и на первом, отсутствует выбор. То есть перед ребёнком всего одна карточка и всего один предмет. И так же, как и на первом этапе, не используются словесные подсказки. Но если на первом этапе от ребёнка требовалось всего лишь подать карточку, то на втором этапе от ребёнка требуется более сложная реакция. Например: взять карточку, встать из-за стола и, подойдя к взрослому, положите ему в руку карточку. Или: ребёнок играет в комнате, а не за столом. Он увидел, что взрослый держит в руках желаемый предмет, идёт к столу, берёт карточку и вместе с карточкой подходит к взрослому. Или ещё вариант в этой же ситуации: ребёнок подходит к доске, на которой на липучке висит карточка, снимает карточку, и подходит с ней к коммуникативному партнёру.
Задачи помощника здесь — физически направлять ребёнка к карточке или к партнёру, если ребёнок теряет сосредоточенность и не может сделать это самостоятельно. После того как ребёнок выучил, что использование карточек имеет влияние на окружающих и что с помощью карточек он может получить то, что он хочет, пришло время научить ребёнка различать те символы, которые он использует для коммуникации.
3. Обучение различению карточек.
На третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В конечном итоге ребёнок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге или на доске.
Первый шаг третьего этапа начинается с выбора между двух карточек: карточки желаемого предмета и карточки предмета, который ребёнок не хочет получить. Если ребёнок выбирает карточку желаемого предмета, то он его получает, если же он выбирает вторую карточку, то он получает соответствующий ей предмет, то есть тот, который не хотел получить. Как и при обучении на предыдущих этапах, важно не использовать словесных подсказок и не подсказывать ребёнку, какую карточку он должен выбрать: «Нет, это неправильно, дай конфету!» На данном этапе обучение происходит с помощью натуральных последствий: выбрал правильно — получил то, что хотел. Выбрал неправильно — получил то, чего не хотел. Во время обучения важно постоянно менять карточки местами, для того, что бы ребёнок был более внимательным и не привык подавать только левую или только правую карточку.
4. Выбор между двумя желаемыми предметами.
В данной процедуре применяется пошаговое обучение:
1. Перед ребёнком поднос с двумя предметами, для получения которых у него высокая мотивация. И рядом с ребёнком расположена коммуникационная книга, на которой две соответствующие карточки.
2. Когда ребёнок протягивает карточку одного из предметов, следует протянуть ему поднос и дать выбрать соответствующий предмет.
3. Новая реакция, изучаемая на этом этапе, — это выбор предмета, соответствующего картинке. Как только ребёнок дотрагивается до правильного предмета, следует сразу же его похвалить и позволить взять этот предмет. То, что ребёнок выбирает предмет, о котором он попросил, является индикацией того, что ребёнок использует карточку правильно.
4. Если ребёнок пытается взять несоответствующий предмет, следует блокировать неправильную реакцию (остановить руку ребёнка) и применить процедуру коррекции ошибки (положить карточку обратно в альбом, с участием помощника взять рукой ребёнка карточку с изображением желаемого предмета, вложить её рукой ребёнка в руку коммуникативного партнёра и получить соответствующий предмет с подноса). Когда ребёнок научился правильно различать две карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности и добавлять дополнительные карточки. То есть научить ребёнка выбирать из трёх, четырёх, пяти предметов и так далее.
5. Обучение выбору карточки из коммуникационной книги.
Окончательным этапом в обучении различию карточек является обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги. Для этого следует снять все карточки с обложки книги и поместить одну или две карточки высокомотивационных стимулов на первую страницу, а потом книгу закрыть. После этого следует показать ребёнку один из предметов. Ребёнок должен открыть книгу, достать соответствующую карточку и протянуть. Если он этого не делает, можно помогать ему с помощью физического направления и постепенно убрать физическую подсказку.
Обучение глобальному чтению
Программа обучения глобальному чтению является одной из широко используемых в нашей стране методик дополнительной коммуникации. Целью данной методики является стимуляция речевого развития и коммуникации у детей. Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать белый картон с чёрными буквами высотой от 2 до 5 сантиметров. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова должны обозначать известные ему приметы, действия, явления.
Обучение проходит в несколько этапов:
1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребёнка, имена его близких, клички домашних животных).
Для обучение глобальному чтению можно использовать самодельные книжки или так называемые простые коммуникативные альбомы с картинками и подписями к ним. Сначала они составляются без учёта определённой темы и содержат тот материал, который чаще всего встречается ребёнку в жизненной ситуации. Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. Надписи дублируются на отдельных карточках, и ребёнок учится подбирать одинаковые слова. Затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются, и от ребёнка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить её к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью. По мере накопления словаря к картинкам даются двух-трёхсловные подписи (например: «Вот мама Ира», «Это папа Юра»).
2. Чтение слов.
Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями. Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берём две таблички с различными по написанию словами (например, «кукла» и «мяч»). Нельзя брать слова, похожие по написанию (например, «мишка», «машина»).
Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребёнку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно. После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребёнка.
3. Чтение письменных инструкций.
Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.
Тематика предложений:
• Схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и так да- лее — здесь удобно работать перед зеркалом).
• План комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и так далее). Предъявляя карточки, обращаем внимание ребёнка на различное написание вторых слов в предложениях.
4. Чтение предложений.
Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит. Кошка ест.).
Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества. Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько «неговорящий» ребёнок понимает обращённую речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, даёт уверенность в себе, стимулирует накопление пассивного словаря и переход его в активную речь.
раскрыть » / « свернуть