Работа с родителями в формате детско-родительской группы
Особый формат групповой работы - детско-родительская группа, участие в которой принимают дети вместе с родителями.
Занятия в такой группе, прежде всего, дают возможность родителям самим овладеть способами обучения ребёнка новым навыкам. Это необходимо, во-первых, для того чтобы приобретенный навык использовался ребёнком в повседневной жизни, иначе говоря, для того чтобы произошла генерализация навыка.
Во-вторых, умения, полученные родителями, позволяют им обучать своего ребёнка другим навыкам, которые по разным причинам невозможно сформировать в ходе занятий. Кроме того, взрослые овладевают методами, направленными на устранение нежелательных форм поведения, которые они также могут использовать самостоятельно.
Помимо этого, занятия в детско-родительской группе могут помочь родителям научиться получать удовольствие от общения со своим ребёнком, избавиться от чувства стыда за него, помочь расстаться с ролью беспомощного наблюдателя. Работа в группе позволяет родителям почувствовать, что они не одиноки в решении своих проблем, и несмотря на то, что в семье растет ребёнок с тяжелыми нарушениями, от жизни можно получать удовольствие.
Важным аспектом работы является также привлечение к сотрудничеству членов семьи, отстраняющихся от проблем, что приводит к её сплочению.
Занятия в детско-родительской группе дают возможность родителям:
- получать поддержку от специалистов и других родителей;
- наблюдать поведение других родителей и других детей;
- делиться своим опытом и узнавать об опыте других родителей.
Групповое занятие с участием нескольких детей и нескольких родителей позволяет ставить задачи, которые невозможно решить при других формах работы. К таким задачам можно отнести:
обучение детей и родителей навыкам коммуникации и социального взаимодействия (при обучении общению необходимы разные партнеры для коммуникации и среда для общения);
преодоление социальной изоляции семей, воспитывающих детей с РАС, создание условий для социализации семей (включение в работу всех её членов, в том числе бабушек, дедушек, братьев и сестёр). Кроме того, участник группового занятия получает внимание и поддержку от множества людей. Таким образом, расширяется спектр интересов как ребёнка, так и родителя, а значит, усиливается сотрудничество и мотивация к дальнейшей работе.
В то же время проведение такого рода групповых занятий сопряжено с целым рядом трудностей, а именно:
- специалисту необходимо научиться распределять внимание сразу между большим количеством участников - детей и родителей, наблюдать за их поведением и своевременно реагировать на поведение каждого из них. Следовательно, для ведения групповых занятий требуется специальная подготовка; более эффективно проведение группового занятия двумя специалистами;
- трудно организовать сбор данных;
- трудно, а порой и невозможно, следовать плану, конспекту занятия, поскольку ситуация группового занятия имитирует естественную среду, следовательно, предполагает неопределенность, смену хода всего занятия (например, во время упражнения в кругу один ребёнок вырывается и кричит; и в этот момент невозможно вести занятие так, как оно запланировано, и необходимо организовать поведение всех остальных, чтобы никому не доставить неудобств).
Любая программа помощи ребенку с нарушениями развития может принести пользу лишь тогда, когда она с самого начала основана на непосредственном общении родителей и специалистов. Только таким образом можно ориентироваться на потребности и меняющиеся приоритеты ребёнка и всей семьи.
Как известно, общение предполагает, по меньшей мере, двух участников, один из которых говорит, а другой слушает. Для того чтобы общение стало продуктивным, необходимо, чтобы оба участника использовали один и тот же «язык» для расшифровки сообщений, которые передают и получают в процессе общения. Это чрезвычайно важно при взаимодействии родителей и специалистов. Недопонимание между ними наносит вред всей программе помощи ребенку.
Порой родителям не очень понятны формулировки, которые специалисты используют во время консультаций, бесед, групповых встреч. Для того чтобы речь специалиста была родителям понятна, он должен говорить на простом, доступном им языке, избегая специальной терминологии, подстраивая свою речь под особенности родителей, учитывая их эмоциональное состояние, религиозную принадлежность и пр. Следует учитывать, с кем именно проходит общение: с мамой, папой, дедушкой, бабушкой. Единый и понятный всем участникам общения язык - необходимое условие, для того чтобы установить партнёрские отношения между родителями и специалистами.
Первоначально от родителей требуется лишь копировать действия специалиста и их последовательность, иногда перенимая его поведение, интонацию и т.д. Через какое-то время специалист просит показать, как делали дома то или иное упражнение, что получилось, и что не получилось, в последнем случае определяя (для себя) причину неудачи матери и изменяя характер или вид задания.
Некоторым родителям трудно вступать в контакт, они ведут себя пассивно и не проявляют активного желания принимать участие в занятиях. С такими родителями целесообразно строить взаимодействие через электронную переписку, письменное объяснение и видеозаписи, что может стать на первых порах более эффективным способом общения. Видеозаписи облегчают общение родителей со специалистами, а также взаимодействие специалистов между собой. Кроме того, видеозапись позволяет родителям посмотреть на своего ребёнка со стороны, увидеть, например, что он гораздо самостоятельнее, чем они думали, или правильно определить, в чем его трудности.
В случае если оба родителя не могут присутствовать на занятии, видеозапись дает возможность дома видеть то, что он делал, узнать об изменениях программы. Обсуждение видеозаписи помогает родителям определить, что им непонятно, или с чем они не согласны, и вместе сформулировать вопросы. Отдельные фрагменты видеозаписи могут помочь родителям что-то вспомнить, например, как выполнять какие-то отдельные приемы или упражнения, или понять, какие шаги необходимы для приобретения ребенком определенного навыка. Видеозапись также поможет родителям научиться отдельным приемам правильной поддержки или стимуляции ребёнка каким-то упражнением.
Родители, обращающиеся за помощью, обычно очень ранимы. Их проблемы трудны сами по себе, кроме того они не знают, как общаться с ребёнком, они не уверены в своих силах. Поэтому чем быстрее и теснее установятся отношения между родителями и специалистом, тем эффективнее будет помощь.
Специалист должен постоянно контролировать своё поведение и вовремя замечать изменения в поведении родителей. Если родители становятся раздражительными, пассивными, часто пропускают занятия без уважительных причин, начинают избегать общения или излишне эмоционально реагировать в ответ на слова или действия других участников группы, это может указывать на проблемы, требующие вмешательства.
Прежде чем приступить к занятиям, необходимо определить цели обучения. Это чрезвычайно важный этап работы, который во многом определяет ее успех. С одной стороны, ближайшие цели должны быть сформулированы максимально конкретно. Только в этом случае становится возможным выбрать эффективный метод обучения и постоянно оценивать результат работы.
В то же время родителей волнует более отдаленный прогноз: сможет ли ребёнок учиться в школе, появятся ли у него друзья, как он будет жить, когда родителей не станет. Специалист должен с пониманием относиться к подобным тревогам, обсуждать возможные перспективы, при этом постоянно фокусируя внимание взрослых на ближайших целях обучения.
Цели обязательно должны быть согласованы с родителями, которые должны понимать, почему в данный момент важно учить ребенка именно этому, а не чему-то другому, какие изменения в жизни ребёнка произойдут, если он овладеет тем или иным навыком или избавится от нежелательных форм поведения.
В процессе работы с запросом родителя специалист:
- выслушивает родителя. Выясняет как можно подробнее, каким родитель видит будущее своего ребёнка, к чему стремится, что для него важно, какие у него приоритеты, мысли, переживания и планы, связанные с обучением и развитием ребёнка;
- предлагает родителю оценить текущее состояние ребёнка, его умения и трудности, которые являются помехой в его продвижении;
- предъявляет родителю результаты проведенного тестирования (психологического, логопедического и пр.).
После этого выбираются первые цели для работы. Обсуждая их, можно составить перечень необходимых навыков, которые позволят достичь воображаемого на данный момент результата.
На следующем этапе обсуждаются еще более конкретные задачи: что именно нужно уметь ребенку, чтобы самостоятельно готовить еду, общаться со сверстниками и т.д. В результате таких обсуждений могут быть отобраны и сформулированы чёткие цели. Для облегчения постановки целей родитель и специалист могут поработать вместе и составить список того, что ребёнок способен сделать, а что нет.
Специалисту очень важно не навязывать родителям своих взглядов на проблему, а наоборот, создать доброжелательную атмосферу во время встречи, беседы, в которых родитель может принимать участие в соответствии с его возможностями и интересом. Нередко взрослых волнуют некоторые особенности поведения детей, из-за которых, как им кажется, другие люди воспринимают их ребёнка как «ненормального». Так одна мама сильно переживала, когда увидела, что в детском клубе выходного дня никто не брал за руку её дочь из-за того, что, по её мнению, девочка шевелила пальцами перед глазами. Часто родители переживают, оттого что ребёнок потряхивает руками, закрывает уши, раскачивается и т.п. Нередко родители возвращаются к этим темам, задают одни и те же вопросы, считают, что избавление от подобных симптомов должно стать одной из основных целей коррекционной работы. Как правило, это свидетельствует о том, что они пока не способны принять ребёнка таким, какой он есть, стесняются его, не могут получать от общения с ним удовольствия. Специалистам нельзя обесценивать важность для родителей этих тем, несмотря на то, что они уже неоднократно обсуждались.
Когда приоритеты установлены, родителям предлагается сосредоточиться на одной цели и начать тренироваться в приобретении навыков и умений, чтобы помочь своему ребёнку.
Необходимо иметь в виду, что для родителей характерна сосредоточенность на развивающих занятиях, на «уроках», заданиях, которые, порой, исключают чрезвычайно важные для детей с РАС спонтанную игру и эмоциональный контакт.
Специалист должен помочь родителям:
1. Научиться получать удовольствие от общения со своим ребёнком.
2. Наблюдать за поведением ребёнка и своим поведением, научиться анализировать свои собственные действия по отношению к ребёнку (как к нему обращаться, как реагировать на его поведение, на его шалости и капризы, «хорошее» и «не совсем хорошее» поведение).
3. Понять, почему возникает проблемное поведение, какую функцию оно несёт, и есть ли в репертуаре ребёнка какое-то альтернативное поведение, которым можно заменить проблемное.
4. Научиться замечать изменения в поведении ребёнка и в своем собственном поведении.
5. Управлять ситуацией, настроиться позитивно, уметь определять, чего именно они хотели бы достичь.
Таким образом, с одной стороны, запрос родителей, как правило, связан с тем, чтобы в поведении или состоянии ребёнка произошли изменения. С другой стороны, цель работы специалиста заключается и в том, чтобы изменить поведение самих родителей.
Поскольку в процессе работы ситуация меняется, цели также должны корригироваться в зависимости от успехов или возникающих трудностей. Для этого специалист должен постоянно отслеживать все изменения, происходящие с ребёнком и с родителями.
Обучение родителей методам работы с детьми осуществляется непосредственно в ходе занятий. Родители обучаются под руководством специалистов, которые не только рассказывают о том, как нужно заниматься с ребёнком, но, главное, показывают, как это делать, дают возможность родителям самим попробовать научить детей тем или иным навыкам, обсуждают проблемы, возникающие в ходе занятий с ребёнком. Все это делает процесс обучения родителей максимально эффективным.
По сути дела, на занятиях родители постепенно начинают выполнять роли тьюторов, что не только позволяет более продуктивно обучать детей, но и даёт возможность родителям практиковаться в использовании новых способов взаимодействия с ребёнком, а также научиться справляться с их поведенческими трудностями.
Поскольку занятия проводятся в группе, основной целью коррекционной работы с детьми является формирование навыков общения и преодоление нежелательных форм поведения. Реализация поставленных целей возможна в ходе обучения, включающего несколько основных направлений работы в формате группы: развить умение ориентироваться в игре на партнёра; слушать партнера; соблюдать очередность при выполнении задания; обращаться друг к другу по имени.
В ходе обучения детей ставится ряд задач:
- научить ориентироваться на партнёра: уделять внимание действиям и словам другого человека, уметь ждать свою очередь и пр.;
- вызвать у детей интерес к взаимодействию с другим человеком, развить навыки сотрудничества;
- развить способность распознавать эмоциональное состояние другого человека и адекватно на него реагировать, так как невербальный компонент чрезвычайно важен для общения;
- научить говорящих детей обращаться к другому человеку словами и показать эффективность этого способа в сравнении с криком/
побуждениями действием;
- безречевых детей научить адекватным способам выражения просьбы, поведению в ситуации взаимодействия, например, жестами или при помощи соответствующих карточек с картинками.
Специалист активно вовлекает родителей в проведение коррекционного занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение. Затем он предлагает маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачи специалист приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребёнком, объясняя и вновь давая родителю пошаговые инструкции.
Например, маме предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия, в ходе которого ребёнка учат играть с другим человеком: катать машину или мяч друг к другу. При этом активно участвуют все трое: специалист вместе с ребёнком и мама, разместившаяся напротив, как партнёр по игре. Ребёнок находится спиной ко взрослому, который обхватывает его и держит его руки, выполняя все необходимые движения вместе с ребёнком, сначала как одно целое, а затем, уменьшая помощь и добиваясь самостоятельного выполнения ребёнком необходимых движений и действий. Через несколько занятий специалист предлагает поменяться местами (встать маме вместе с ребёнком). Одновременно педагог обучает родителей способам поощрения детей: как и когда следует хвалить, дать игрушку или что-то вкусное.
раскрыть » / « свернуть